Ведьма - один из главных персонажей низшей мифологии восточных славян. В этом образе отразились и древние языческие мотивы, и книжные, христианские воззрения. Само слово ведьма означает "та, что обладает ведовством, знанием" и происходит от славянского глагола ведать "знать". Ведовством на Руси называли любое тайное магическое знание, независимо от того, использовалось ли оно для излечения болезней или для наведения порчи.
В народе верили, что ведьмы бывают "рожденные", то есть такие, кому ведовство досталось по наследству, и "ученые", по собственной воле заключившие договор со злым духом. При этом "рожденная" ведьма знает больше и может творить и плохое и хорошее, а "ученая" делает только зло и не может исправить вред, причиненный ею же самой. Ведьмой от рождения становилась дочь ведьмы или девочка, рожденная вне брака во втором или третьем поколении (т.е. та, чьи мать и бабка тоже были внебрачными дочерьми), или седьмая либо пятая дочь в семье, где подряд рождались одни девочки. Считалось также, что если беременная женщина в Сочельник случайно проглотит кусочек угля, рожденная ею дочь станет ведьмой, а сын - колдуном.
"Учеными" ведьмами становятся женщины, добровольно поступившие в обучение к ведьме и отрекшиеся от Христа. Такая женщина должна совершить кощунство и поругание креста, хлеба или иконы: снять с себя крест и положить его в башмак под пятку; или взять икону, которой ее благословили родители при выходе замуж, и растоптать ее; или проткнуть хлеб ножом. Все это нужно совершить на берегу реки, возле водяной мельницы либо на перекрестке дорог, затем три раза прочитать "Отче наш" наоборот, то есть от конца к началу. Известны и другие ритуалы, например, на гумне перекинуться три раза через нож, поставленный острием вверх, и сказать при этом некие тайные слова. Или еще полагали, что старая ведьма обмывает свою ученицу каким-то отваром, после чего та вылетает в трубу и возвращается уже ведьмой. Но окончательно женщина станет ведьмой, когда познакомится с чертом. Черт или вселяется в нее, или поступает к ней в услужение, или сожительствует с нею, но обязательно заключает с ней договор, по которому душа ведьмы после ее смерти достается черту. Ведьмой может стать и обычная женщина, если умирающая ведьма передала ей свое ведовство через какой-либо предмет (например, веник или клубок), на который были нашептаны знания.
Перед тем как принять новую ученицу, старая ведьма устраивала ей испытание: женщины брали по куску хлеба (или творога) и шли в уединённое место, где каждая клала свой кусок на белую тряпку. Через некоторое время к хлебу, положенному ведьмой, сползались змеи, жабы, ящерицы, мыши и другая нечисть и раздирали его на куски. Хлеб обычной женщины оставался нетронутым. Старая ведьма говорила: "Как терзают мой хлеб, так будут терзать мою душу после смерти. А твой хлеб пока цел, как и твоя душа". Женщина, убоявшаяся страшной посмертной участи, могла отказаться от обучения, но если ее это не пугало, старшая ведьма приступала к занятиям.
В народе верили, что ведьму можно отличить по определенным признакам, самым ярким из которых считался хвост - голый у молодой, обросший волосами у опытной ведьмы. На Украине полагали, что хвост можно увидеть только у спящей ведьмы, потому что при пробуждении она его прячет.
Думали также, что волосы на теле ведьмы растут не так, как у обычных людей: у нее обросшие ноги, на верхней губе усы, брови сросшиеся, а по всему хребту от затылка до пояса пролегает тонкая полоска волос, но при этом нет волос на лобке и под мышками. Признаками ведьмы считались и различные уродства: два ряда зубов, горб, сутулость, хромота, крючковатый нос, костлявые руки. На Русском Севере верили, что наиболее сильные, "заядлые" ведьмы обрастают мхом. Ведьма выдает себя необычным взглядом - она не может смотреть человеку прямо в глаза, поэтому глаза у нее бегают, а в зрачках изображение человека перевернуто.
Ведьма может превращаться в любое существо и в любой предмет, но охотнее всего оборачивается кошкой, собакой, свиньей, зайцем, большой жабой, из птиц - вороной, совой или сорокой. Согласно русской легенде, когда при Иване Грозном сжигали женщин, заподозренных в колдовстве, две из них вылетели в трубу сороками, и их пытался заклясть сам царь. По свидетельству историка Татищева, в 1714 году одну женщину приговорили к смерти за колдовство и за то, что она оборачивалась сорокой. Считалось, что ведьма любит оборачиваться колесом, клубком ниток, стогом сена, палкой, корзинкой. Она может и стать невидимой.
Ведьмы сильнее всего в полнолуние, грозовые ночи, а также накануне больших праздников, особенно Ивана Купалы, которого даже звали иногда Иван Ведьмарский, или Ведьмин Иван. Опасны ведьмы также на Юрьев день, Пасху, Троицу, Рождество. А в течение суток их время - конечно же, ночь и особенно полночь, реже - полдень и час перед восходом солнца. Самый сильный вред ведьма наносит тем, что портит скот и отнимает молоко у чужих коров. Делает она это разными способами, но чаще всего так: в купальскую ночь ведьма выходит на чужое поле, снимает с себя платок, фартук или сорочку и волочит их по росе, приговаривая: "Беру пожиток, но не весь". Пропитанный росой платок ведьма отжимает в ведро и дает выпить своей корове или обливает ее этой росой.
После этого корова ведьмы начинает давать очень много жирного молока, зато соседские коровы теряют молоко или же оно становится жидким, без сливок.
Отбирать молоко у чужих коров ведьмы могут и по-другому: перекатываться по росе на Ивана Купалу до восхода солнца, бить розгами по траве, перекидывать вожжи или свой пояс, предварительно смоченный росой с чужих полей, через потолочную балку хлева и "доить" их, дергая за концы, а в подставленное ведро польется молоко.
А еще ведьма может красть молоко, отбирая "след" коровы, т.е. вырезая землю с отпечатком копыта животного или подложив под чужую корову какую-либо вещь.
Ведьма может и просто подоить чужую корову на Юрьев день, Пасху или другой большой праздник и с этого дня все молоко от этой коровы будет течь из отверстия в бревне дома или хлева ведьмы. Обычно это отверстие заткнуто колышком, который ведьма вынимает, когда ей нужно молоко. Считалось также, что ведьма может отбирать у коров молоко не только в определенные календарные даты, но и в любую ночь, пробравшись в чужой хлев в виде кошки, собаки, свиньи, а чаще всего большой жабы. Убьешь такую кошку или жабу, говорили в народе, из нее хлынет молоко.
Иногда полагали, что ведьма не сама выдаивает молоко у коров, а у нее для этого есть помощники - ужи, жабы или мелкие демоны коловерши, похожие на грязных зайцев или кошек с большим зобом. Эти помощники забираются в чужие погреба и хлева и там выпивают сметану, съедают творог, высасывают молоко, а, вернувшись к хозяйке, срыгивают набранную пищу в приготовленную ведьмой посуду.
Ведьма ворует не только молоко, но и урожай с чужих полей. Для этого она вытягивает из колоса "спор", "спорину" - жизненную силу, заключенную в хлебе. В ночь на Ивана Купалу она идет на чужое поле, выстригает узкую полоску колосьев - пережин, и забирает их себе. Из-за этого ведьму в некоторых областях России называли пережинщицей. Три колоса, сжатые на чужом поле, ведьма вешала у себя в амбаре, чтобы зерно от соседей перетекало к ней, и у них урожай становился совсем маленьким, а хлеб пустым и несытным. Кое-где считалось, что ведьма, совершая пережин, ходит по полю на руках, а перед выходом из дома переворачивает вверх ногами все иконы. Вот как душа умершей ведьмы кается в своих грехах:
От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала.
Ведьма могла отнимать чужой урожай по-другому - с помощью залома, или закрутки, завитки, сделанных на соседском поле. Залом и закрутка - это пучок колосьев, надломленных на корню, закрученных в узел и прижатых колосьями к земле или просто спутанных между собой. Такой залом не просто уменьшает урожай хлеба, он грозит хозяевам поля тяжелой болезнью и даже смертью. Если во время жатвы жнец, не заметив залома, случайно заденет спутанные колосья, то с ним непременно случится несчастье: отнимется рука, его разобьет паралич или же он умрет на месте.
Заломить колосья можно во вред любому, кто коснется залома, а можно и на определенного человека, чаще всего на хозяина поля. Залом считался величайшим несчастьем. Чтобы не пострадать самим и уменьшить вред для урожая, хозяева предпочитали не трогать залом, они приглашали знахаря или колдуна, и те особым способом обезвреживали его.
Ведьма вредит самыми разнообразными способами: наводит порчу на людей и скот, насылает болезни, пугает и душит людей, расстраивает свадьбы, вносит раздоры в семью. У русских переселенцев в Сибири ведьме, называемой там вещицей, приписывалась способность вынимать плод у беременных женщин, а вместо него помещать в живот старый веник.
Проявления насланной ведьмой порчи бывают разные. Порченый ребенок страдает бессонницей и "криксами" - беспрерывно и взахлеб плачет, особенно по ночам, порченая женщина становится бесплодной, страдает истерическими припадками; мужчина лишается половой силы; скот перестает давать молоко, заболевает и умирает.
Ведьма стремится и просто вредить всем людям без разбора - она посылает порчу "на ветер": пускает по ветру клочки шерсти, стружки, щепки, обрывки ниток, пыль, нашептывая при этом вредоносные заговоры. И тот, на кого попадет такой порыв ветра, тяжело заболеет. А на определенного человека порчу наводят так: ведьма ждет, когда человек ступит на такое место, где его след четко отпечатается на земле, затем незаметно вынимает кусок почвы с отпечатком следа и совершает с ним разные вредоносные действия, например, подкладывает его в чей-нибудь гроб или в печь, чтобы он там высох. Считалось, что человек, которому этот след принадлежал, скоро умрет или будет долго сохнуть, как сохнет в печи отпечаток его ступни.
Порчу на семью можно навести, если подбросить людям в дом или в хлев (чаще всего под столб, на котором держатся ворота, под порог, под печь) какие-нибудь предметы, нашептав на них вредоносный заговор. Это могут быть разбитые тухлые яйца, пустая скорлупа, змеиная кожа, дохлые животные, кости, запутанные нитки, сломанные иглы, т.е. все то, что символизирует пустоту, смерть и несчастье. После этого в доме болеют и умирают люди, начинаются раздоры и неурядицы. В хлеву, где была положена порча, хворает и дохнет скот. О наведении порчи подобным образом говорится в судебном деле 1635 году - "Челобитной ... о неправедных делах вдовы Марьи" - содержится донос на некую Марью, которая обвинялась в колдовстве: "И в те поры та Марья, придя, подложила под подвальное бревно кудес (т.е. колдовские предметы) и землю загребла. А он, тот Дмитрий Тайн, сказал мне посмотреть, что в завалину к вам Марья положила. И я посмотрел в завалине - а там объявился в завалине кудес всякий". Ведьма может и сглазить, т.е. посмотреть на кого-либо с недобрыми мыслями, а также вылить человеку под ноги наговоренную воду.
Ведьм обвиняли в том, что они насылают на поля грызунов и вредных насекомых, отбирают яйценоскость у кур, воруют пряжу у прях и даже звезды с неба; вызывают град, наводнения, пожары, ливни, моровые поветрия. Древнерусские документы свидетельствуют, что причину эпидемий и стихийных бедствий видели почти всегда в деятельности ведьм и сжигали женщин, заподозренных в ведовстве, на кострах. В Уставе князя Владимира о церковных судах была отдельная статья, по которой судили за "ведьмовство и зелейничество" (т.е. приготовление волшебных напитков из трав). В первой половине XV века во время моровой язвы во Пскове сожгли живыми двенадцать женщин, обвиненных в чародействе, а во времена царя Алексея Михайловича некую старицу Олену сожгли в срубе вместе с. обнаруженными у нее чародейскими бумагами и кореньями за то, что она портила людей и некоторых учила ведовству.
Любимое развлечение ведьм - полеты на шабаш. Согласно поверьям, шабаши бывают накануне больших церковных праздников, обычно перед Пасхой и Воздвиженьем. Длятся они с наступления темноты до первых петухов. На Украине верят, что ведьмы, черти и прочая нечистая сила слетается в эти ночи в Киев, на Лысую гору. В других местах - что шабаши происходят на перекрестках, полевых межах, на старых деревьях (особенно на дубах, березах и грушах).
Для того чтобы добраться на шабаш, ведьмы натирают себя специальной мазью из разных колдовских трав, состав которой известен только им. Впрочем, говорят, будто эта мазь варится из крови младенцев, собачьих костей и кошачьего мозга. Намазав себя под мышками мазью, ведьма садится на помело, кочергу, хлебную лопату или березовую палку и вылетает через трубу. Чтобы в полете не наткнуться на дерево, гору или другое препятствие, ведьма должна сказать: "Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю".
Чтобы уберечься от ведьмы, следует ее распознать. Считалось, что ведьму можно узнать, посмотрев на нее сквозь решето, хомут, осиновую борону, сделанную за один день или найденную на чужом поле, а также сквозь дырку, которая образовалась от выпавшего сучка в доске гроба.
Удобнее всего это делать на Пасху и в ночь накануне Ивана Купалы. Если в селе находилась такая женщина, которая приходила к купальскому костру и просила огня, ее принимали за ведьму. Считалось, что купальский костер доставляет ведьме невыносимые страдания, притягивает ее и она приходит к нему, чтобы облегчить свои муки.
В купальскую ночь ведьмы, как правило, оборачиваются жабами и другими животными, чтобы доить чужих коров, поэтому, обнаружив в эту ночь в хлеву кошку, жабу или лягушку, старались вилами пробить им лапу или выколоть глаз. Если на следующий день оказывалось, что одна из женщин в селе захромала или окривела, это означало, что она и есть ведьма.
В Полесье в купальскую ночь протягивали через дорогу, по которой гоняют скот, нитку или посыпали ее семенами конопли, маком или муравьями, либо боронили дорогу и наутро, когда стадо гнали на пастбище, следили - чья корова не сможет перейти через эту черту, та и есть корова ведьмы.
Чтобы узнать ведьму на Пасху, нужно перед началом Великого поста оставить за щекой кусочек творога и спать, не вынимая творога изо рта. Наутро надо зашить этот творог в пояс и в течение поста побывать с этим поясом в церкви двенадцать раз. Если прийти с таким поясом в церковь на Пасхальную заутреню, то можно увидеть всех местных ведьм - они будут стоять спинами к алтарю с дойницами на головах. Вместо творога можно держать во рту узелок с маком, а после окончания службы рассыпать мак вокруг себя, а самому со всех ног бежать домой. Если этого не сделать, то ведьмы набросятся на такого человека и растерзают его. Рекомендовалось также во время всего Великого поста каждое воскресенье бросать за печную трубу по одной палочке, а на Пасху, придя из церкви, зажечь на припечке костер из семи палочек - если какая женщина в этот момент придет просить огня, она и есть ведьма.
В народе верили, что во время пасхальной службы ведьмы последними входят в церковь и стремятся поцеловать церковный замок, притронуться к ручке церковной двери или к ризе священника, чтобы восстановить свою колдовскую силу.
Считалось также, что ведьма не способна вынести тот момент пасхальной службы, когда священник произносит: "Христос воскресе!", и на это время удаляется из церкви, не может она и участвовать в крестном ходе. А если, проходя мимо группы женщин на Пасху, сложить два кукиша и спрятать правую руку с кукишем под левой мышкой, а левую под правой мышкой, то ведьма, если она там есть, скажет: "Ты что мне дули показываешь, отнеси их своему отцу!"
Ведьму, которая испортила корову или отняла у нее молоко, можно распознать так: хозяйка коровы должна надоить немного молока в горшок, положить туда девять новых иголок и цедилку, подкову, найденную в хлеву, лягушку или первую пойманную рыбу и кипятить молоко на медленном огне. Иногда надоенное молоко предписывалось лить на серп или другой острый предмет. Считалось, что это доставляет ведьме такие мучения, что она обязательно придет в этот дом и попросит снять с огня молоко, обещая больше не портить коров. При этом нужно внимательно следить, чтобы ведьма не забрала из дома или со двора какой-нибудь предмет, пусть даже соломинку или камушек - тогда все окажется бесполезным.
Правда, в некоторых местах считали, что от ритуального кипячения молока будет страдать не сама ведьма, а ее корова, она будет реветь от боли, пухнуть и даже может лопнуть. Такое обезвреживание ведьмы греховно, поскольку наносит вред не ей самой, а невинному животному.
У русских ведьму-пережинщинцу узнавали по тому, что в Ильин день (2 августа ст. ст.) она купалась между заутреней и обедней, смывая свои грехи. Верили также, что зерно в ее амбаре не лежит, а стоит торчком. Узнать, кто в селе пережинщица, можно, если найти в поле так называемый пережинный колос, т.е. колос из срезанной ведьмой полосы и случайно ею оброненный. Его следовало воткнуть в доме под матицу, и тогда ведьму приведет в дом неведомая сила.
Широко был распространен обычай во время засухи загонять или бросать в воду женщин, подозреваемых в ведовстве: считалось, что ведьма не может утонуть и даже со связанными руками и ногами держится у поверхности воды.
Украинцы и белорусы в ночь на Ивана Купалу совершали символическое уничтожение или изгнание ведьмы. Специально изготовленное чучело ведьмы выносили из села, бросали в воду или в канаву, или же били, разрывали на части и сжигали на костре. Символами ведьмы могли также служить пуки соломы, укрепленные на шесте, череп коня, сжигаемые на костре жабы или другие животные. Главное действие праздника Купалы - возжигание костра - также осмыслялось как способ изгнания ведьмы. Крестьяне так и говорили: костер зажигали, чтобы "ведьму сжечь", "ведьму прогоняют кострами", "каждый год ведьму жгут на костре".
Для защиты от ведьмы употребляли обычные обереги. Чтобы не дать ей проникнуть в хлев или в дом, на воротах и крыше хлева укрепляли свечу, освященную на Сретенье; косу; зубья бороны; нож; втыкали колючие и жгучие растения, особенно крапиву; у дверей ставили перевернутые вверх ногами метлу, вилы, ухват. Под порог хлева также клали острые и колючие предметы: топор, нож либо косу. Все это делалось в надежде на то, что ведьма, пытаясь проникнуть в хлев, порежется об эти предметы или обожжется крапивой. Вокруг хлева и дома накануне больших праздников косой обводили круг, за который, как полагали, ведьма не сможет проникнуть; а также обсыпали освященным маком или просом, полагая, что ведьма только тогда сможет пробраться внутрь помещения, когда соберет или пересчитает по одному все зерна.
При выходе из дома, чтобы избежать порчи, втыкали в одежду иголку или клали в карманы полынь. Выгоняя корову на пастбище, окуривали ее травами, собранными в ночь на Ивана Купалу, на хвост привязывали красную нитку, а в одном из рогов просверливали отверстие и закладывали туда кусочек ладана либо ртути. Чтобы отогнать от себя ведьму, нужно бить не по ней самой, а по ее тени, потому что считается, что ведьма может "отводить глаза" и на самом деле она там, где ее тень, а не там, где кажется. Бить ее, как и любую нечистую силу, нужно только один раз и наотмашь, потому что от второго удара любая нечисть приобретает еще большую силу. По другим представлениям, нечистой силе можно наносить много ударов, но при каждом следует говорить: "Раз!" Ведьма будет просить: "Скажи "два"!" Но этого делать не следует, так как она приобретет прежнюю силу и погубит человека.
Повсеместно считалось, что ведьма за свои грехи и связь с нечистой силой наказывается тяжелой смертью. Полагали, что она не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свои знания или пока не разберут в доме потолок или не выломают одну доску из крыши. После смерти тело ведьмы распухает так, что не вмещается в гроб, а изо рта или из одежды у нее течет молоко. Хоронить ведьму необходимо вниз лицом. Гроб с ее телом нельзя нести по дороге, а следует двигаться к кладбищу в обход - задворками и огородами. В гробу у ведьмы нередко оказывается жаба или мышь, которых не удается оттуда выгнать, потому что в них воплощается злой дух, пришедший за душой ведьмы. За ее гробом во время похоронной процессии бегут собаки, которые затем стремятся раскопать могилу. Ведьмы не знают покоя на том свете и выходят из могил вредить людям, превращаясь в "заложных" покойников.
"Мифы русского народа"
|